ПРАВО В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ   11 "2005


ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
НА КОСМОДРОМЕ "БАЙКОНУР"


                                    З.Х.   Акчурин,   преподаватель   кафедры военной   администрации,
                                 административного   и   финансового   права   Военного   университета,
                                                      кандидат юридических  наук,   капитан юстиции 

                                                 

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, -одно из важных направлений военно-социальной политики государства, поэтому от решения этого вопроса во многом зависит успешное выполнение целей и задач, стоящих перед Вооруженными Силами России.

Среди многочисленных аспектов сферы обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определенный интерес вызывает вопрос реализации права на жилище отдельными категориями военнослужащих.

Один из важных проблемных секторов данной сферы правоотношений - обеспечение жильем военнослужащих России, проходящих военную службу на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.

Весьма отличительными особенностями обладает порядок обеспечения жилой площадью военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту на территории космодрома «Байконур».

В частности, при реализации жилищных прав данной категории граждан возникают следующие вопросы: каков статус жилья на космодроме?; какие документы регламентируют порядок обеспечения жильем на космодроме «Байконур»?; могут ли уволить военнослужащего, проходящего военную службу на космодроме, без предоставления жилого помещения, при наличии у него права на предоставление жилья?

Отвечая на данные вопросы, необходимо остановиться на следующих моментах.

В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» (Алма-Ата, 12 октября 1998 г.)1 (Российская Федерация ратифицировала данное Соглашение Федеральным законом от 6 декабря 2000 г. №144-ФЗ,Соглашение вступило в силу 20 февраля 2001 г.), социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур», обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено в данном Соглашении.В соответствии со ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (Москва, 28 марта 1994 г.) (Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 24 октября 1994 г. № 28-ФЗ) в целях обеспечения дальнейшего использования космодрома в интересах космической деятельности Российской Федерации объекты комплекса «Байконур» передаются Республикой Казахстан в аренду Российской Федерации. При этом Республика Казахстан сохраняет за Российской Федерацией право пользования земельными участками, занятыми объектами комплекса «Байконур» и землями, отведенными под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей. В качестве арендодателя указанного комплекса выступает Правительство Республики Казахстан, в качестве арендатора - Правительство Российской Федерации.
Следовательно, жилищный фонд на космодроме «Байконур» имеет статус арендуемого Российской Федерацией у Республики Казахстан жилья.
Таким образом, жилые помещения находятся в собственности Республики Казахстан. Это вытекает и из п. 1.4 ст. 1, ст. 2 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.)2.

Согласно п. 6.12 ст. 6 данного Договора на территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее компетентные органы.

В соответствии с пп. 4, 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.)3 (Соглашение вступило в силу 19 января 1999 г.) распределение переданного в аренду жилищного фонда города Байконур осуществляется жилищной комиссией, в состав которой входят представители Военно-космических сил Российской Федерации, Российского космического агентства, городской администрации. Решения комиссии принимаются с учетом нормативной потребности ведомств в обеспечении жильем персонала космодрома «Байконур» и членов их семей. Приватизация объектов и имущества, переданных в аренду городской администрации, не проводится.

Следовательно, получение так называемого постоянного жилья (по договору социального найма либо в собственность) военнослужащими определенной «льготной» категории при увольнении на территории города Байконур от Министерства обороны Российской Федерации законодательством не предусмотрено (как, например, на Черноморском флоте России на территории Украины).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в городе Ленинске, и членов их семей» от 1 октября 1994 г. № 11224 Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право осуществлять строительство или приобретение жилья на территории Российской Федерации для военнослужащих, прослуживших на космодроме «Байконур» 10 и более календарных лет, за три года до их увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с установленными законодательством нормами.

В целях комплексного решения проблемы обеспечения жильем в Российской Федерации российских граждан, проживающих на комплексе «Байконур», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 325 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»5 (далее - подпрограмма).

Целью подпрограммы является обеспечение до 2013 г. жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, прибывших до 1 января 2002 г. и постоянно проживающих (с регистрацией по месту жительства) в городе Байконур не менее 10 лет, зарегистрированных администрацией города в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине отсутствия у них жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Подпрограмма предусматривает, что начиная с 1 января 2002 г. порядок обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих, за счет средств федерального бюджета действует только в отношении прибывающих на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса «Байконур» организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
В рамках подпрограммы жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации обеспечиваются следующие категории граждан Российской Федерации и членов их семей, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

Военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемые с военной службы (службы) и проходившие ее в Вооруженных Силах Российской Федерации, в указанных органах и учреждениях на территории комплекса «Байконур», обеспечиваются жилыми помещениями на территории Российской Федерации соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок учета граждан Российской Федерации, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории Российской Федерации, определяется положением об учете граждан Российской Федерации, находящихся на территории комплекса «Байконур», нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Российской Федерации, утверждаемым постановлением главы администрации города Байконур по согласованию с Российским авиационно-космическим агентством.

Таким образом, исходя из приведенных положений действующего законодательства, военнослужащий, увольняемый с военной службы по «льготному» основанию при наличии соответствующей продолжительности военной службы, имеет право на обеспечение жильем в том населенном пункте Российской Федерации, где идет плановое строительство в рамках названной подпрограммы.

При этом следует учитывать и то, что в соответст­вии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе во­еннослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) обеспечение жильем военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В настоящее время предоставление жилых помещений после увольнения с военной службы возможно и за счет государственных жилищных сертификатов (подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 700)6. При этом, постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении жильем в Российской Федерации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома «Байконур», а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе «Байконур» от 24 ноября 1999 г. № 12907 администрации города Байконур (Республика Казахстан) предоставлено право на выдачу гражданам, уволенным с военной службы до 1 января 1999 г. и подлежащим переселению с территории космодрома «Байконур», государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Помимо перечисленных документов, по указанным вопросам действуют также следующие правовые акты:

-  постановление Правительства Российской Федерации «О строительстве жилых домов в Российской
Федерации для военнослужащих, рабочих и служащих космодрома «Байконур» от 8 сентября 1994 г. № 1018;8

-  приказ Госстроя России «О мерах по выполнению подпрограммы «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящей в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы» от 5 августа 2002 г. 170;9

-  приказ Госстроя России «Об обеспечении жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома «Байконур», а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе «Байконур» от 27января2000 г. № 14.

В целом, с точки зрения автора, с учетом происходящих изменений в порядке обеспечения жильем военнослужащих Российской Федерации представляется целесообразным упорядочить вопросы, связанные с реализацией права на жилье граждан, проходящих военную службу на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе на космодроме «Байконур».

1  Бюллетень международных договоров. 2001 г. № 6.

2  Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. № 35. Ст. 4369.

3 Бюллетень международных договоров. 1999 г. № 5.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 24. Ст. 2642.

5 Там же. 2002 г. № 21. Ст. 1998.


На главную страницу