РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

15 декабря 2005 года                                                                                                город Москва

 

Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи подполковника юстиции Белова Д.А., при секретаре Зайцевой А.Н., с участием прокурора капитана юстиции Смирнова М.В., представителя должностных лиц – майора Шефера А.В., в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело № 2-1953 по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 68526 подполковника запаса ЛАГУНОВА Игоря Васильевича на действия министра обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) и командующего Космическими войсками Минобороны РФ (далее – KB), связанные с увольняем с военной службы и обеспечением жилой площадью, установил:

подполковник запаса Лагунов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командующего KB от 18.08.2005 № 0114 (п. 23) об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному п/п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по возрасту), обязать должностное лицо отменить его и восстановить на военной службе до предоставления жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Обязанность по обеспечению его и совместно проживающих членов его семьи жилым помещением возложить на министра обороны Российской Федерации.

В судебное заседание заявитель не прибыл, просил о разбирательстве дела без его участия. Из заявления Лагунова усматривается, что он по возрасту был уволен с военной службы, которую проходил в войсковой части 68526 – г. Байконур Республики Казахстан, без обеспечения жилой площадью на территории России. При этом право на жилищное обеспечение путем участия в программе Государственные жилищные сертификаты (ГЖС) он также не использовал, и реализовать его не желает.

Представитель МО РФ и командующего KB майор Шефер требования не признал. В обоснование пояснил, что обеспечение заявителя жильем не относится к непосредственной обязанности Министра. При издании приказа об увольнении Командующий учел оформление на Лагунова ГЖС и то обстоятельство, что до окончания военной службы (исключения из списков личного состава части) он сохраняет статус военнослужащего и на этой стадии может реализовать свои жилищные права.

 

Заслушав заинтересованных лиц и аналогичное последующему обоснованию заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные документы, суд частично удовлетворяет требования по следующим основаниям.

Согласно  ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», таковым, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам  их семей предоставляются  по месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет жилого фонда, закрепленного за ведомством.

В соответствии со ст. 23 этого же Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий,  без  их согласия не могут быть уволены с военной службы по возрасту без предоставления им жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.1994 № 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил  Российской  Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и  в г. Ленинске, и членов  их семей» и изданным в его исполнение приказом МО РФ от 17.08.2002 № 315 определено право военнослужащих, прослуживших на космодроме десять и более календарных лет за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службы, на обеспечение жилой площадью на территории Российской Федерации. При этом функции по строительству и приобретения жилья возложены на командующего Космическими войсками.

Порядок жилищного обеспечения военнослужащих этой категории определен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом МО РФ от 15.02.2000 № 80 (далее - Инструкция), применительно к обеспечению по месту службы.

Приказом командующего Космическими войсками от 18.08.2005 № 0114 Лагунов уволен с военной службы по основанию, предусмотренному п/п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по возрасту).

Из представления к увольнению от 25.07.2005 усматривается, что заявитель жильем на территории России не обеспечен и не желает быть уволенным без реализации данного права. Также имеется ссылка на представление списков для получения им ГЖС.

Согласно п. 57 списка жилищного отдела УНСИТОР KB от 15.12.2005 оформленный 04.10.2005 ГЖС для приобретения жилья в г. Москве через 385 КЭО Лагунов не получил.

В силу ст. 249 ГПК РФ представителем должностных лиц каких-либо доказательств обеспечения Лагунова жилым помещением на территории Российской Федерации не представлено.

Кроме того, толкование им законодательства о возможности обязательного жилищного обеспечения военнослужащего после издания приказа об увольнении, но до его исключения из списков личного состава части ошибочно. Данная позиция противоречит прямому указанию ст. 23 Закона о статусе о недопущении именно увольнения с военной службы без жилья, т.е. данное обеспечение должно состояться до издания приказа об увольнении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспоренный приказ является незаконным и нарушает права гражданина, который состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении.

 

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 10, 75 и 79 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечение реализации прав и социальная защита военнослужащих и членов их семей является обязанностью командиров (начальников) тех воинских частей (органов военного управления), в которых военнослужащие проходят службу либо к компетенции которых отнесено решение этих вопросов. Именно эти должностные лица согласно ст. 4, 8 и 9 Положения о порядке прохождения военной службы заключают с военнослужащими от имени Министерства обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы и обеспечивают выполнение условий этого контракта.

Кроме того, согласно Положению о Минобороны РФ, утвержденному указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, это Министерство реализует свои функции посредством входящих в его структуру служб, центральных органов военного управления и иных подразделений.  Поэтому в силу ч. 1 ст. 399 ГК РФ требования должны быть сначала предъявлены к основному должнику – органу военного управления на который возложена обязанность непосредственного обеспечения конкретного военнослужащего, и лишь затем дополнительно в порядке субсидиарной ответственности могут быть предъявлены к Минобороны РФ.

На основании вышеуказанной Инструкции и Примерного положения о жилищных комиссиях (приложение 2 к приказу МО РФ от 15.02.2000 № 80), министр обороны Российской Федерации и командующий Космическими войсками не являются участниками правоотношений между заявителем и командованием, также жилищной комиссией войсковой части 68526 - где он проходил военную службу. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выборе заявителем заинтересованных лиц по требованию спора о возложении обязанности жилищного обеспечения.

Замена ненадлежащего  должностного лица (ответчика) на основании ст. 41 ГПК РФ невозможна, так как согласия либо ходатайства заявителя по этому вопросу не имеется.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд присуждает заявителю судебные расходы в размере госпошлины в сумме 100 руб.

Руководствуясь ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд решил:

заявление ЛАГУНОВА Игоря Васильевича удовлетворить частично.

Признать приказ командующего Космическими войсками от 18.08.2005 № 0114 (п. 23) об увольнении заявителя с военной службы по основанию, предусмотренному п/п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по возрасту) незаконным (не действующим с момента издания);

обязать названное должностное лицо отменить указанный приказ и восстановить заявителя на военной службе в прежней (а с его согласия - равной или не ниже) должности, до предоставления жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В удовлетворении требования ЛАГУНОВА в отношении министра обороны Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через  Московский гарнизонный военный суд в течение десяти дней с момента составления в окончательной форме.

Председательствующий по делу: подпись

Верно.

Судьяp_mgvs.gif (9712 bytes)                             Д.А. Белов 

26.12.2005


На главную страницу