Приказ Министра обороны Российской Федерации

от 6 октября 2005 г. № 400

 

«О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации»

 

Данные учета количества требований, предъявленных к Мини­стерству обороны Российской Федерации в 2000—2004 годах, сви­детельствуют об устойчивой тенденции увеличения количества су­дебных споров с участием Министерства обороны и вынесении су­дами решений, по которым взыскание денежных средств должно про­изводиться за счет средств федерального бюджета, выделенных Ми­нистерству обороны.

По сравнению с 2003 годом в 2004 году количество исковых требо­ваний к Министерству обороны, рассмотренных судами общей юрисдик­ции, увеличилось с 947 до 1683 (более чем в 1,7 раза).

Основная часть исков (заявлений), рассмотренных судами общей юрисдикции в 2004 году, связана с оспариванием неправомерных дей­ствий (бездействия) должностных лиц по отношению к военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Анализ этих требований позволяет сделать вывод о том, что в ос­новном эти граждане обращаются в суд в связи с их ненадлежащим материальным и финансовым обеспечением, неправильным, по их мне­нию, назначением военными комиссариатами пенсий, компенсацией мо­рального вреда.

Увеличение по сравнению с 2003 годом на 222 иска к Мини­стерству обороны, заявленных различными юридическими лицами и удов­летворенных арбитражными судами в 2004 году, свидетельствует о возрастании количества исковых требований юридических лиц, связан­ных с неисполнением договорных обязательств по причине ненадлежа­щего финансирования.

В первом полугодии 2005 года юридическими лицами и гражданами уже направлено в суды 1992 исковых заявления (заявления), по которым Министерство обороны привлечено к участию в деле в качестве ответчи­ка или третьего лица.

Практика показывает, что наиболее эффективно задача по защите прав и законных интересов Министерства обороны в судах решается в тех случаях, когда командиры (начальники) воинских частей принимают меры к исключению действий (бездействия) подчиненных должностных лиц, не соответствующих действующему законодательству, знают и пра­вильно применяют законодательство Российской Федерации и право­вые акты Министерства обороны, назначают для представления интересов Министерства обороны квалифицированных и подготовленных пред­ставителей, организуют контроль за ходом рассмотрения каждого спора и своевременным прибытием назначенных представителей в судебные заседания, своевременно исполняют вступившие в законную силу судеб­ные акты.

Вместе с тем продолжаются случаи, когда должностные лица во­инских частей, направляемые в качестве представителей в суд, не вни­кая в предмет спора и суть заявленных требований, не исследуя их законности и обоснованности, ограничиваются утверждением, что кон­кретная воинская часть, непосредственный участник спорных граждан­ских правоотношений, не является юридическим лицом и не может быть надлежащим ответчиком по делу. При этом ими заявляется хо­датайство о привлечении в качестве надлежащего ответчика Мини­стерства обороны. В дальнейшем должностные лица, назначенные пред­ставлять интересы Министерства обороны в суде, доверенность не оформляют, возражения (отзывы) по существу заявленных требований не представляют, в судебные заседания не являются либо занимают пассивную позицию. Вопросы надлежащего финансирования со сто­роны Министерства обороны как главного распорядителя бюджетных средств, иные обстоятельства, влияющие на решение суда, в судебном заседании не исследуются, назначенные представители инициативы по этому вопросу не проявляют. Меры по обжалованию таких реше­ний не предпринимаются, что приводит к негативным для Министер­ства обороны гражданско-правовым последствиям.

Наиболее часто данные факты имеют место в тех случаях, когда представителями Министерства обороны назначаются должностные лица квартирно-эксплуатационных органов военных округов и Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.

В ряде случаев представители, назначенные для защиты интересов Министерства обороны, вводят суд в заблуждение и умышленно скрыва­ют от суда наличие статуса юридического лица участвующих в деле лиц и входящих в состав Вооруженных Сил. В 2004 и 2005 годах такие случаи имели место, например, при представлении интересов Министер­ства обороны должностными лицами, назначенными от Г 1риволжско-Ураль-ского военного округа и Главного квартирно-эксплуатационного управле­ния Министерства обороны (КЭУ г. Москвы).

В воинских частях отсутствует контроль за работой по судебной за­щите, назначением и явкой назначенных представителей в судебные засе­дания для представления позиции Министерства обороны.

Неявка в суды представителей Министерства обороны, назначенных от ВМФ, МВО, ПУрВО, РВСН, ГлавКЭУ, носит систематический ха­рактер. В подавляющем большинстве случаев судами в связи с этим принимались решения не в пользу Министерства обороны.

Имеются факты непредставления органами военного управления истребуемых судом доказательств по делу, а также проявления иных случа­ев неуважения к суду. В большей степени данный вопрос требует урегу­лирования в ВМФ и МВО.

Со стороны воинских частей и их должностных лиц не в полной мере используются предоставленные им служебные полномочия по исполне­нию вступивших в законную силу судебных актов, которыми они наделе­ны в соответствии с положением об органе военного управления и зани­маемой должностью.

Анализ поступивших в Министерство обороны судебных актов и докладов органов военного управления по осуществлению судебной за­щиты Министерства обороны позволяет сделать выводы о том, что ос­новными причинами решений, выносимых судами не в пользу Министер­ства обороны, являются:

действия (бездействие) командования и иных должностных лиц ор­ганов военного управления, не соответствующие законодательству и вы­нуждающие юридических и физических лиц обращаться в суды за защи­той своих нрав и охраняемых законом интересов;

слабое знание и неправильное применение командирами (началь­никами) законодательства Российской Федерации и руководящих доку­ментов Министерства обороны;

недооценка командирами (начальниками) возросшей роли правового обеспечения деятельности органов военного управления;

недостаточная квалификация и слабая подготовка назначенных для участия в судебных заседаниях представителей;

отсутствие на местах контроля за ходом рассмотрения каждого иска и своевременным прибытием назначенных представителей в судебные заседания;

необоснованная задержка в сроках обращения за оформлением дове­ренности (как правило, накануне судебного заседания) на представление интересов Министерства обороны в суде;

длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов.

В целях определения единого порядка организации и ведения работы по защите прав и законных интересов Министерства обороны в судах, повышения ее эффективности, обеспечения исполнительской дисциплины, а также исключения случаев необоснованного списания денежных средств со счетов Министерства обороны ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации в Воору­женных Силах Российской Федерации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Феде­рации (далее именуется — Инструкция).

Назначенным представителям Министерства обороны запретить при­знавать в судебных разбирательствах суммы основного долга в отноше­нии Министерства обороны.

2.    Заместителям Министра обороны Российской Федерации, на­чальникам служб Министерства обороны, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, командующим объединениями, коман­дирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) орга­низаций Вооруженных Сил:

сосредоточить основные усилия в работе по защите прав и законных интересов Министерства обороны на исполнении обязанностей по реали­зации прав, гарантий и компенсаций, предоставленных личному составу законодательством, своевременному исполнению договорных обязательств;

принимать в объеме предоставленных прав исчерпывающие меры для досудебного урегулирования спорных вопросов в целях уменьшения обращений в суды;

своевременно докладывать в установленном порядке предложения, по которым требуется принятие решений Министром обороны Российской Федерации;

рассматривать причины и условия причинения Министерству оборо­ны реального ущерба на военных советах, служебных совещаниях, сборах, проводимых с командованием подчиненных воинских частей, не реже 1 раза в полгода. По результатам проводимых мероприятий до 1 июля и до 31 декабря текущего года издавать приказы (директивы);

исключить случаи неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований суда и вступивших в за­конную силу судебных актов, установить действенный контроль за их исполнением;

применять в установленном порядке меры дисциплинарного воздей­ствия к назначенным представителям, не прибывшим в судебные заседа­ния либо поддерживающим (признающим) противоречащие законода­тельству требования истцов (заявителей), а также к лицам, не представля­ющим без уважительных причин в суд истребуемые доказательства либо иным образом проявляющим неуважение к суду. Принимать в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», меры по привлече­нию к материальной ответственности должностных лиц, чьи незаконные действия (бездействие) привели к обращению юридических и физичес­ких лиц в суд за зашитой своих прав и охраняемых законом интересов или обусловили возникновение реального ущерба;

осуществлять расходы, связанные с оплатой судебных расходов и издержек по делам об административных правонарушениях, за счет средств, предусмотренных в сметах расходов заинтересованных воинских частей на общехозяйственные расходы.

3.  Руководителям федеральных государственных учреждений, создан­ных в установленном порядке и подведомственных Министерству оборо­ны, отвечать по своим обязательствам, а также выступать (быть) истцами и ответчиками в суде от имени этих федеральных государственных уч­реждений.

4.  Главнокомандующим Сухопутными войсками и Военно-Морским Флотом в срок до 15 ноября 2005 г. подготовить и направить в установ­ленном порядке в Управление делами предложения о создании в составе юридических служб военных округов, флотов групп по ведению судебной работы численностью Ъ человека (2 —военнослужащие, 1 — лицо граж­данского персонала) за счет численности соответствующих управлений с возложением на них задач по организации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Прави­тельства Российской Федерации, Министерства обороны, Министра обо­роны Российской Федерации, подчиненных органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

5.  Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российс­кой Федерации 2002 года № 200.

6.  Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Уп­равление делами.

 

Министр обороны Российской Федерации

С. Иванов

 

Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации

2005 года № 400

 

Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации,  Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и осу­ществления в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обо­роны, Министра обороны Российской Федерации, органов военного уп­равления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил в соответ­ствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и

Законом Российской Федерации от 27 апреля!993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее именуется — работа по судебной защите), а также работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.

2.  Под организацией работы по судебной защите понимается необ­ходимый и достаточный комплекс мероприятий, проводимых командира­ми (начальниками) и иными должностными лицами воинских частей, направленный на  исключение  случаев причинения реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части, на недо­пустимость отмены соответствующих законодательству актов, принятых 11резидентом  Российской  Федерации,    Правительством  Российской Федерации, Министром обороны Российской Федерации, командиром (начальником), исключение случаев противоправного возложения на них обязанности либо привлечения к ответственности.

Командиры (начальники) несут персональную ответственность за организацию этой работы в воинской части и действия в суде назначен­ного представителя.

3.  Работа по судебной защите осуществляется на основании приказа командира (начальника) об организации работы по судебной защите в органе военного управления (воинской части, организации).

В данном приказе определяются:

должностные лица, ответственные за организацию работы по судеб­ной защите в воинской части, их права и обязанности. В случае необходи­мости такие должностные лица могут быть назначены в каждом струк­турном подразделении;

требования, предъявляемые к назначаемым представителям, их права и обязанности;

порядок взаимодействия назначенных представителей со структурными подразделениями воинской части, иными органами военного управления, органами прокуратуры и судами;

порядок привлечения командиром (начальником) на основании док­лада должностных лиц, ответственных за организацию работы по судеб­ной защите, требуемого личного состава для подготовки необходимых документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, прово­димых в воинской части в целях организации работы по судебной защи­те. Такой доклад должен согласовываться с должностными липами юри­дической службы;

нрава и обязанности должностных лиц юридической службы, направ­ленные на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 4 насто­ящей Инструкции;

должностные лица, на которых возложен контроль за выполнением данного приказа;

иные мероприятия, направленные на организацию судебной работы в воинской части.

4.  При организации работы по судебной защите должностные лица юридической службы выполняют следующие основные мероприятия:

осуществляют правовую экспертизу проектов актов воинской час­ти и других документов правового характера, а также проектов дого­воров (контрактов), заключаемых Министерством обороны, воинской частью, и претензий, направляемых воинской частью (поступающих в воинскую часть);

осуществляют методическое руководство подготовкой назначенных представителей для участия в судебных заседаниях;

совместно с должностными лицами, ответственными за организацию работы по судебной защите, проводят подготовку назначенных предста­вителей;

представляют в судах по письменному указанию командира (началь­ника) в установленном порядке интересы I {резидента Российской Феде­рации, Правительства Российской Федерации (по их поручениям). Мини­стерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, воинской части:

принимают участие совместно с другими структурными подраз­делениями в установлении причин, условий и виновных лиц в причинении реального ущерба для привлечения к материальной ответственности, предъявления исков в суд;

подают должностным лицам, ответственным за организацию су­дебной работы, предложения о привлечении необходимых специалистов от структурных подразделений воинской части (в т. ч. вышестоящей) к рассмотрению поступивших материалов и участию в судебном раз­бирательстве;

не реже двух раз в год (к 1 января и к 1 июля) с привлечением других структурных подразделений анализируют и обобщают имеющуюся в воинской части судебную практику, практику заключения и исполнения гражданско-правовых и иных договоров; представляют командованию воинской части предложения об устранении выявленных недостатков.

Результаты анализа должны отражать имеющийся опыт заключения и исполнения договоров, положительные и отрицательные стороны веде­ния договорной работы, наиболее характерные споры с участием предста­вителей, назначенных от органа военного управления, воинской части, орга­низации либо органа военного управления, к функциям и задачам которо­го относится обеспечение определенного вида деятельности, и содержать рекомендации представителям по ведению дела в суде.

Результаты обобщения судебной практики, подведенные в юридичес­ких службах видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений, направля­ются в подчиненные подразделения и Управление делами ежегодно к 1 февраля и 1 августа.

5.  В целях организации учета и анализа исков (заявлений), а также контроля за своевременным назначением  представителей в воинской части должна вестись следующая документация:

журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть б текущем году (форма № 1 приложения № 1 к настоящей Инструкции);

журнал учета заявок и получения доверенностей на ведение дела в суде (форма № 2 приложения № 1 к настоящей Инструкции);

оригиналы и надлежащим образом удостоверенные копии докумен­тов о регистрации воинской части в качестве юридического лица (при наличии такой регистрации).

Допускается ведение журналов в электронном виде с последующим переносом информации на бумажные носители.

6.  Основанием для внесения записей в журнал (форма № 1) являют­ся данные о регистрации поступивших в воинскую часть материалов в журнале учета служебных документов.

7.  Основанием для внесения записей в журнал (форма № 2) являются сведения о назначенном представителе, поступившие в воинскую часть.

8.   Записи вносятся в журналы на основании информации, посту­пившей в воинскую часть в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

9.  Обязанность по ведению журналов возлагается на должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите в воинс­кой части.

10.  Срок хранения журналов определяется в соответствии с Переч­нем документов со сроками их хранения3.

11.  Все материалы, связанные с рассмотрением конкретного дела в суде, формируются в отдельное дело (далее именуется — дело).

12.  В комплект документов дела в обязательном порядке входят копии:

искового заявления (заявления);

доверенности представителя;

отзывов (возражений);

доказательств по делу (за исключением доказательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

апелляционных, кассационных и надзорных жалоб (заявлений о пере­смотре судебных актов в порядке надзора) в случае обжалования судеб­ного акта;

судебных актов, принятых судом по делу;

материалов по исполнительному производству;

документов, свидетельствующих об исполнении решения суда;

иных документов и материалов, относящихся к предмету иска (за­явления).

13.  Обязанность по формированию и ведению дела возлагается на структурное подразделение, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.

14.  Срок хранения дел определяется в соответствии с 11еречнем до­кументов со сроками их хранения.

15.  Хранение и учет журналов и дел возлагаются на структурное подразделение воинской части, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.

16.  Сроки хранения заверенных судом копий судебных актов и доку­ментов, свидетельствующих об исполнении решения суда, определяются в соответствии с Перечнем документов со сроками их хранения.

17.  Оригиналы доверенностей, выданных для ведения дела в суде, хранятся в воинской части в течение срока, определенного в соответствии с Перечнем документов со сроками их хранения.

 

II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ

 

18.  Все поступившие в воинскую часть (разрабатываемые в воинской части) материалы подлежат рассмотрению должностными лицами, ответ­ственными за организацию работы по судебной защите.

19.  Должностные лица воинских частей, ответственные за организа­цию работы по судебной защите, получив материалы (в том числе с поручением Управления делами),  предлагают командиру (начальнику) согласованные с должностным лицом юридической службы кандидатуры представителей для ведения дела в суде, организуют получение ими дове­ренностей, подготовку и контроль за их участием во всех стадиях рас­смотрения спора.

20.  При определении командованием воинской части состава от­ветственных структурных подразделений, привлекаемых к подготовке материалов, подлежащих направлению в суд, либо к рассмотрению по­ступивших материалов по судебному спору (в том числе с поручением Управления делами), должны быть учтены те специалисты, которые вла­деют специальными знаниями по предмету заявленных требований и к ведению которых относится разрешение требований, заявленных в иске (заявлении).

При этом представителями в обязательном порядке назначаются:

по спорам, связанным с прохождением военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами, — должностные лица организа­ционно-мобилизационных органов или (при отсутствии организацион­но-мобилизационных органов) лица, выполняющие соответствующие обязанности;

по спорам, связанным с прохождением военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами), а также трудовым спорам — должностные лица кадровых органов;

по спорам, связанным с привлечением к дисциплинарной ответ­ственности, — должностные лица органов воспитательной работы;

по жилищным, а также по имущественным спорам, в том числе зе­мельным спорам, — должностные лица квартирно-эксплуатационных органов (органов, на балансе которых числится имущество);

по спорам, связанным: с обеспечением военнослужащих, лиц гражданс­кого персонала Вооруженных Сил денежным довольствием (заработной платой); пенсионным обеспечением; возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью; предоставлением социальных гарантий и компенсаций воен­нослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, гражданам, уволенным с. военной службы, и членам их семей; по спорам с налоговыми органами — должностные лица финансово-экономических органов;

по спорам, связанным с медицинским, продовольственным и вещевым обеспечением, включая предоставление социальных гарантий и компенса­ций по этим видам обеспечения, — должностные лица соответствующих служб;

по спорам, связанным с возмещением причинения вреда, возникшего при эксплуатации вооружения и военной техники, — должностные лица, отвечающие за правильную эксплуатацию и ремонт (сохранность, содер­жание в порядке и исправности) соответствующих вооружения и военной техники, техническую подготовку личного состава (в том числе в непос­редственно подчиненных им подразделениях);

по спорам, вытекающим из договорных правоотношений, — должно­стные лица структурных подразделений, принимавших участие в разра­ботке и заключении договора.

21.  По решению Министра обороны Российской Федерации или его заместителей (начальников служб Министерства обороны) представителями Министерства обороны могут быть назначены также иные лица в соответствии со статьей 49 Гражданского процессуального кодекса Рос­сийской Федерации и статьей 59 Арбитражного процессуального кодек­са Российской Федерации4.

22.  Назначенный представитель при подготовке к судебному заседа­нию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, собирает доказательства, обосновывающие позицию по делу, готовит письменное обоснование позиции по делу.

23. Должностные лица воинских частей оказывают содействие на­значенным представителям в подготовке необходимых доказательств по делу.

В случае отсутствия необходимых доказательств в воинской части, от которой назначен представитель, командир (начальник) либо назначен­ный представитель обращается в воинскую часть, которая располагает данными доказательствами, с письменным запросом об их предоставле­нии. Запрос составляется в произвольной форме.

В запросе в обязательном порядке указывается:

входящий номер и дата поручения Управления делами (в случае, если Управлением делами направлялось поручение);

суть заявленных требований;

какие обстоятельства, обосновывающие позицию представляемого лица, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством;

причины, по которым данное доказательство отсутствует в воинской части, направившей запрос;

способ направления запрашиваемых материалов.

К запросу прилагается заверенная воинской частью копия доверен­ности представителя. К запросу может быть приложена копия судебного акта с соответствующим требованием суда о предоставлении доказательств.

Командование воинской части, получившее данный запрос, в 7-днев­ный срок с момента поступления запроса обеспечивает предоставление запрашиваемых доказательств по делу. Необоснованный отказ в предо­ставлении таких доказательств не допускается.

24.  Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном по­рядке подлежат все судебные акты, вынесенные с нарушением (существенным нарушением) норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации не в пользу лиц, участвую­щих в деле, чьи интересы в суде поручено представлять назначенному представителю.

Решение командира (начальника) воинской части, от которой назна­чен представитель, является основанием для совершения финансовым ор­ганом действий по уплате государственной пошлины и оплате судебных издержек (издержек), связанных с рассмотрением дела в суде.

25.  Командиры (начальники) воинских частей по фактам неприбытия без уважительных причин в судебное заседание назначенных представи­телей, непринятия мер к обжалованию судебных актов при наличии осно­ваний для их Обжалования (пункт 23 Инструкции), а также по всем фактам, послужившим основанием для принятия судами решений о взыс­кании убытков, повлекших за собой необоснованное списание денежных средств со счетов Министерства обороны, воинской части по исполни­тельным документам, в обязательном порядке проводят разбирательство в целях определения недостатков и ошибок в работе, уровня квалифика­ции должностных лиц, правоприменительного опыта в принятии управ­ленческих решений и в целях привлечения должностных лиц, допустив­ших нарушения законодательства, к дисциплинарной и материальной от­ветственности.

 

III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ОФОРМЛЕНИЯ ИХ ПОЛНОМОЧИИ

 

26.  Защита прав и законных интересов лиц, привлеченных к участию в деле, осуществляется назначенными представителями на основании пол­номочий (доверенностей), оформленных в установленном порядке'.

В доверенности указывается необходимый объем процессуальных полномочий представителя (примерная форма доверенности приведена в приложении № 2 к настоящей Инструкции).

27.   Доверенность может быть выдана на ведение определенного дела, нескольких дел или всех дел либо на совершение определенных процессуальных действий.

28. Доверенность выдается командиром (начальником) воинской части, привлеченной лицом, участвующим в деле.

Доверенность может быть выдана иными должностными лицами в порядке передоверия на основании доверенности соответствующего ко­мандира (начальника).

Доверенность выдается, как правило, на 1 год. Контроль за истечени­ем срока действия доверенности и своевременностью ее переоформления возлагается на должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите (представителей).

29.  Должностные лица, ответственные за организацию работы по судебной защите, в порядке, установленном пунктом 18 настоящей Инст­рукции, докладывают командиру предложения по кандидатуре представи­теля (представителей) из числа лиц, указанных в пункте 19 настоящей Инструкции, с проектом доверенности (доверенностей), в которой указы­вается необходимый объем процессуальных полномочий.

При определении кандидатур представителей подлежит учету заня­тость личного состава, сроки убытия в отпуска, командировки.

Для участия в рассмотрении сложных судебных споров, а также в иных случаях может быть назначено несколько представителей.

30.  Решение об утверждении кандидатуры представителя принимает командир (начальник) путем подписания представленного проекта дове­ренности.

 

IV. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЧАСТНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИИ

 

31.  Поступившие в воинскую часть частные определения, в которых обращено внимание командира (начальника) на выявленные судом слу­чаи нарушения законности, подлежат оперативному рассмотрению в орга­не военного управления (структурном подразделении), к компетенции которого отнесены рассмотрение и разрешение поставленных в частном определении вопросов.

32.  При необходимости в целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении, а также его законности и обоснован­ности командиром (начальником) назначается разбирательство.

33.  Время для разбирательства устанавливается с учетом определенных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации сроков для исполнения либо обжалования частного определения.

34.   При наличии оснований частное определение подлежит обжа­лованию в установленном Гражданским процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации порядке6.

35.  В случае отсутствия оснований для обжалования частного опре­деления либо отказа судом апелляционной (кассационной, надзорной) инстанции в удовлетворении частной жалобы устанавливаются причи­ны и условия, способствовавшие возникновению нарушений законнос­ти, и предпринимаются организационные меры по исключению таких случаев.

36.  Если в ходе разбирательства установлены должностные лица, чьи виновные незаконные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в установленном порядке.

37.   О принятых по частному определению мерах командиры (на­чальники), указанные в пункте 30 настоящей Инструкции, сообщают суду в установленные  Гражданским процессуальным кодексом  Российской Федерации сроки.

38.  Информация о результатах рассмотрения частных определений, поступивших из Управления делами с соответствующим поручением, на­правляется в суд командиром (начальником) органа военного управления, ответственного за исполнение поручения.

Копия сообщения в суд одновременно направляется в Управление делами.

 

V. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ

 

39.  Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на командиров (начальников)органов воен­ного управления, воинских частей, организаций, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению.

40.  11ри поступлении в орган военного управления, воинскую часть, организацию материалов но исполнительному производству они подлежат рассмотрению в органе военного управления, воинской части, организации (структурном подразделении), к компетенции которых отнесены вопросы, подлежащие исполнению.

41.  Исполнительные документы и иные материалы по исполнительному производству, поступившие в воинскую часть, после их доклада командиру (начальнику) рассматриваются соответствующим должностным лицом, от­ветственным за организацию работы по судебной защите в воинской части.

42.  На этом этапе устанавливается:

соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;

возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным для его предъявления законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи соответствующего заявле­ния о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительно­го документа;

возможность добровольного исполнения содержащихся в испол­нительном документе требований в установленный срок;

необходимость обжалования постановления о возбуждении испол­нительного производства или постановления о возвращении ис­полнительного документа и иных действий (бездействия) судебного при­става-исполнителя;

необходимость и целесообразность совершения иных процес­суальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.

43.  11о результатам рассмотрения материалов исполнительного производства должностное лицо, ответственное за организацию работы по судебной защите в воинской части, докладывает командиру (начальнику) предложения, согласованные с заинтересованными структурными подраз­делениями, а также должностными лицами финансово-экономической и юридической службы.

Доклад представляется в установленном порядке соответствующему командиру (начальнику) в срок, обеспечивающий возможность соверше­ния в соответствии с законодательством Российской Федерации об ис­полнительном производстве соответствующих действий.

44.  При отсутствии оснований, препятствующих исполнению судебных актов, соответствующим командиром (начальником)должны быть приняты исчерпывающие меры по исполнению содержащихся в исполни­тельном документе требований в срок, установленный законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и меры, исклю­чающие возложение на должника ответственности за неисполнение ис­полнительного документа.

45.  По фактам наложения на Министерство обороны, воинскую часть либо должностных лиц штрафов соответствующим командиром (началь­ником) назначается разбирательство в целях привлечения к дисципли­нарной и материальной ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении (несвоевременном исполнении) содержащихся в исполни­тельном документе требований, принятия иных организационных мер, что­бы исключить подобные случаи.

 

VI. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИТПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

46.  Все поступившие в Управление делами материалы по искам (за­явлениям), в которых лицом, участвующим в деле, привлечены Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (по их поручениям), Министерство обороны, Министр обороны Российской Фе­дерации, регистрируются, вносятся в базу данных, после чего направляются начальником Управления делами Министерства обороны Российской Федерации либо по его указанию иными должностными лицами Управ­ления делами в органы военного управления, к компетенции которых от­носятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде, с поручением о на­значении представителей.

47.  В случае ликвидации либо реорганизации органов военного уп­равления, в которые направлено поручение Управления делами в соот­ветствии с пунктом 45 настоящей Инструкции, к участию в представле­нии позиции Президента Российской Федерации, Правительства Рос­сийской Федерации (по их поручениям), Министерства обороны, Мини­стра обороны Российской Федерации привлекаются органы военного управления, к компетенции которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде.

При этом дополнительное поручение направляется Управлением де­лами в случае необходимости.

48.  Командиры (начальники) воинских частей, от которых назначен представитель, обеспечивают направление в Управление делами в 5-днев­ный срок копий судебных актов, принятых по делу, относительно которого Управлением делами направлялось поручение о назначении представите­лей, и полученных назначенным представителем в суде.

49.  Доверенности на представление интересов Президента Российс­кой Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах по делам, в которых указанные организации и должностные лица выступают в качестве ответчика или третьего (заинтересованного) лица, оформляются и выдаются Управлением делами.

50.  На основании поручения Управления делами для представления позиции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах командирами (начальниками) назначаются наиболее компетентные и квалифицированные должностные лица воинской части из числа указанных в пункте 19 настоящей Инструкции.

При этом командиром (начальником) должны учитываться опыт военной службы (работы) представителя в соответствующей воинской части и опыт по занимаемой воинской должности (должности), » знание им процессуального законодательства, норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иных документов по вопросам, кото­рые подлежат исследованию в суде при рассмотрении конкретного дела.

51.   Должностные лица воинских частей,  ответственные за орга­низацию работы по судебной защите, либо назначенные представители для оформления полномочий (доверенности) на основании материалов, поступивших из Управления делами с поручением о назначении пред­ставителей, сообщают в Управление делами следующие сведения:

номер и дату поручения Управления делами;

воинское звание представителя (для военнослужащего);

фамилию, имя и отчество представителя;

занимаемую представителем воинскую должность (должность) в со­ответствии со штатом;

наименование суда, в котором рассматривается иск (заявление), дату слушания дела;

фамилию и инициалы или наименование истца (заявителя);

фамилию, имя, отчество и номер служебного телефона лица, заказыва­ющего доверенность;

почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необхо­димости).

52.  Доверенности на представление интересов Министерства оборо­ны в качестве потерпевшего и гражданского истца в уголовном судопро­изводстве, а также во всех судах с правами, предоставленными истцу, оформляются и выдаются руководящими должностными лицами Мини­стерства обороны (примерная форма доверенности приведена в прило­жении № 3 к настоящей Инструкции).

В случае возникновения необходимости в оформлении и выдаче до­веренности на представление интересов Министерства обороны от имени уполномоченного лица руководитель органа военного управления, в том числе и за подчиненные воинские части, в установленном порядке докладывает об этом соответствующему уполномоченному лицу с ходатай­ством о выдаче доверенности.

53.  В докладе должно указываться:

суть требований, которые планируется заявить от имени Министерства обороны в суде, либо сведения об уголовном деле, по которому Министер­ство обороны привлечено в качестве потерпевшего (гражданского истца);

обоснование необходимости выдачи доверенности конкретному лицу, которое будет представлять интересы Министерства обороны;

воинское звание представителя (для военнослужащего);

фамилия, имя и отчество представителя;

занимаемая представителем должность в соответствии со штатом;

наименование суда, в который планируется направить иск (заяв­ление);

фамилия и инициалы или наименование ответчика либо сведения с-г" обвиняемом (подсудимом);

почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необхо­димости).

К докладу прилагается проект доверенности в двух экземплярах.

Второй экземпляр проекта доверенности визируется командиром (на­чальником), представившим доклад уполномоченному лицу, руководителя­ми подразделений юридической и финансово-экономической служб ко­мандира (начальника), представляющего доклад.

54.  Данные о назначенных представителях сообщаются в Управ­ление делами или уполномоченному лицу в письменной форме.

В случаях, не терпящих отлагательства, такие данные могут быть со­общены по телефонам (средствам факсимильной связи), номера которых указаны в поручении Управления делами, или через юридическую службу уполномоченного лица.

Сообщение данных о назначенных представителях по телефону (сред­ствам факсимильной связи) не освобождает обязанных должностных лиц от последующего направления необходимых документов.

55.  Материалы по исполнительному производству, возбужденному в отношении Министерства обороны либо Министра обороны Российской Федерации как должника, направляются Управлением делами в органы военного управления, определенные в соответствии с пунктом 38 настоя­щей Инструкции.

При этом дополнительное поручение направляется Управлением де­лами в случае необходимости.

56.  Предложения по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований, по которым требуется принятие решения Мини­стром обороны Российской Федерации, докладываются в установленном порядке с проектами необходимых документов.

Данные предложения должны быть согласованы с заинтересован­ными органами военного управления.

57.  Командиры (начальники) органов военного управления, указан­ных в пункте 38 настоящей Инструкции, в 5-дневный срок обеспечивают направление в Управление делами сведений об окончании исполнитель­ного производства, по которому должником является Министерство обо­роны либо Министр обороны Российской Федерации

 

Начальник Управления делами Министерства обороны

Российской   Федерации

генерал-майор

Д.Чуркин


 На главную страницу