В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Важное, как мы знаем, внутриполитическое событие произошло в Чеченской Республике: избран легитимный представительный орган власти в Чечне – парламент. Таким образом, завершены формально-юридические процедуры по восстановлению конституционного строя в Чеченской Республике.

Вместе с тем мы с вами прекрасно понимаем, что еще предстоит очень большая работа для того, чтобы ликвидировать все условия, которые способствуют дестабилизации. Для этого нужно эффективно реализовать те планы, которые имеются у Правительства России и у руководства Чеченской Республики по восстановлению социально-экономической составляющей жизни.

Что касается самих чеченцев и всех тех, кто живет в Чеченской Республике, то эти люди еще раз самым убедительным образом продемонстрировали силу своего характера, политическую зрелость и организованность, показали, что их никто и никогда не в состоянии запугать. Явка – более 60 процентов. И ни одного сбоя в работе правоохранительных органов. Хочу поблагодарить всех сотрудников правоохранительной системы, которые обеспечили безопасность в ходе избирательного процесса и самого голосования.

Теперь, чтобы эту тему не отпускать далеко, я попрошу Германа Оскаровича [Грефа] рассказать о том, что планируется в ближайшее время по развитию Южного федерального округа, где Вы будете принимать участие в намеченном на ближайшие дни мероприятии. Пожалуйста.

Г.ГРЕФ: Владимир Владимирович, мы по Вашему указанию разрабатываем комплекс мер по экономическому и социальному развитию юга России. Такой комплекс мер подготовлен, и, по согласованию с полномочным представителем Президента, перед внесением его в Правительство, в пятницу ряд членов Правительства во главе с Александром Дмитриевичем Жуковым с выездом в Южный федеральный округ должны будут обсудить на совещании с участием всех губернаторов и президентов Южного федерального округа.

Помимо комплекса мер мы также условились рассмотреть все вопросы, связанные с реализаций в 2006 году федеральных целевых программ, которые касаются развития транспортного комплекса, социальной сферы и реализуются в Южном федеральном округе; вопросы использования для социально-экономического развития регионов юга тех новых инструментов, которые приняты законодательством и актами Президента и Правительства в течение последнего времени. То есть мы планируем провести такую разъяснительную работу, в деталях рассказав губернаторам, как можно будет использовать те новые механизмы, решения по которым только приняты. Это касается и законодательства, связанного с формированием инвестиционного фонда, закона о концессиях, новых возможностей, предоставленных программой реформирования жилищно-коммунальных услуг, которые сейчас находятся на рассмотрении, межведомственном согласовании по развитию строительного комплекса и строительства жилья, доступного жилья. Это касается реформы ЖКХ и реформы социальной сферы.

Все эти вопросы в течение пятницы мы должны будем детально проговорить это с каждым президентом и губернатором, – после чего мы весь этот комплекс мер внесем на обсуждение Правительства.

В.ПУТИН: И когда, Вы думаете, может состояться это утверждение? Как Вы планируете?

Г.ГРЕФ: Я думаю, что мы на следующей неделе внесем его в Правительство, но уже в декабре, я думаю, нужно будет все утвердить. Потому что там предусматривается финансирование мероприятий, которые мы согласовали в бюджете 2006 года, с 1 января уже должна начаться реализация.

В.ПУТИН: Хорошо. И у Вас еще одно мероприятие в Германии, да?

Г.ГРЕФ: Да, мы сегодня вечером улетаем, также делегация Правительства, бизнеса, на традиционный День российской экономики в Германии, который проходит один раз в два года и проводится во Франкфурте. Выезжает большая группа бизнесменов: российских банкиров, представителей машиностроительных предприятий, и большая группа предприятий немецкой промышленности будет участвовать в этой презентации, а также новые члены правительства Германии, с которыми мы там впервые должны познакомиться и договориться о дальнейших совместных действиях.

В.ПУТИН: Вы знаете, наверное, что я разговаривал с новым Канцлером, с госпожой Меркель. Мы договорились о ряде совместных действий по реализации тех проектов, которые были заявлены ранее. Об этом чуть попозже поговорим.

(Обращаясь к C.Лаврову.) Сергей Викторович, у нас из международных мероприятий будет встреча министров иностранных дел ОДКБ. Когда она планируется?

С.ЛАВРОВ: Завтра будет очередное заседание Совета министров иностранных дел Организации договора о коллективной безопасности. В соответствии с поручениями, которые на последнем саммите были даны, на заседании предстоит рассмотреть нынешнюю военно-политическую обстановку в зоне ответственности ОДКБ во всех ее аспектах. В повестке дня также конкретные вопросы, связанные с координацией внешнеполитической деятельности, отношений с Организацией Объединенных Наций, с региональными структурами, обсудим и перспективы налаживания контактов с НАТО в ответ на известную инициативу ОДКБ, прежде всего в контексте борьбы с афганской наркоугрозой. Эта тема также стоит на повестке дня, я имею в виду вопросы наркотрафика из Афганистана.

И на заседании предстоит согласовать ту информацию, те предложения, которые российская сторона внесет от имени ОДКБ в качестве председателя ОДКБ на встрече Совета Россия–НАТО на будущей неделе.

В.ПУТИН: Хорошо, спасибо.

(Обращаясь к М.Фрадкову.) Михаил Ефимович, я знаю, что Вы закончили работу по распределению обязанностей между членами Правительства и руководством Правительства. Как это выглядит сейчас?

М.ФРАДКОВ: Действительно, мною утверждены новые обязанности заместителей Председателя Правительства. Как мы с Вами и договаривались, эта работа проведена с целью усилить координацию по приоритетным направлениям работы Правительства. Поэтому мы исходили из того, что у Дмитрия Анатольевича [Медведева] основная работа будет связана с реализацией приоритетных национальных проектов; у Александра Дмитриевича [Жукова] – вопросы экономики, финансов, тарифной, инвестиционной, структурной политики; у Сергея Борисовича [Иванова] – вопросы, связанные с военно-технической политикой, развитием оборонно-промышленного комплекса и всем, что с этим связано.

Более того, учитывая, что появляются дополнительные вице-премьеры, возрастает роль аппарата Правительства. Для того чтобы обеспечить организационно координацию работы по приоритетным направлениям, мы несколько расширили обязанности руководителя аппарата Правительства, фактически добавив ему, Сергею Евгеньевичу Нарышкину, некоторые вопросы, связанные тоже с рассмотрением вопросов, которые возникают между министерствами по отдельным направлениям работы, в первую очередь связанным с административной реформой, государственной службой, вопросами регулирования имущественных отношений, науки, инновационной деятельности. Но это, правда, будет делаться в рамках рассмотрения вопросов и по поручению Председателя Правительства.

Учитывая, что руководство теперь представлено большим количеством коллег, мы перераспределили и отдельные вопросы, которые ранее недостаточно координировались, в дополнение к этим названным мной приоритетным направлениям. Так что теперь целостная картина реализации закона о Правительстве выражена в усилении координирующих функций, которые реализуют заместители Председателя Правительства.

В.ПУТИН: Хорошо, спасибо.

Теперь хотел бы вернуться к теме, которая была затронута на встрече в Министерстве обороны некоторое время назад и которая постоянно возникает в моих контактах с военнослужащими. Мы знаем, что в Вооруженных Силах немало проблем социального характера, но, судя по всему, самой острой, основной все-таки является обеспечение военнослужащих жильем.

(Обращаясь к С.Иванову.) Сергей Борисович, я бы попросил Вас начать и проинформировать о том, как Вы видите ситуацию в этой сфере. Пожалуйста.

С.ИВАНОВ: Владимир Владимирович, Вы правильно сказали, я тоже считаю, что наиболее острая проблема из социального блока в Вооруженных Силах – это именно обеспечение военнослужащих жильем. На сегодняшний день 161,4 тысячи семей военнослужащих нуждаются в жилье. Из них 80,6 тысячи военнослужащих нуждаются в постоянном жилье, 49,8 тысячи – в служебном жилье (причем дальше эта категория будет расти) и 31 тысяча семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий.

В этом году, в 2005-м, мобилизовав все источники, о которых я сейчас чуть ниже скажу, мы планируем получить 28,4 тысячи квартир. Из них по собственному плану строительства квартир – 5,2 тысячи. И 3,8 тысячи квартир – это служебное жилье. По Вашему поручению с прошлого года мы начали отдельно финансировать именно служебное жилье и в этом году 4 миллиарда рублей ассигновали только на эти цели, в результате мы получили 3,8 тысячи новых служебных квартир.

Кроме этого за счет программы «Государственные жилищные сертификаты» мы обеспечили 8,2 тысячи семей военнослужащих, за счет опять-таки новой формы деятельности инвестиционных контрактов мы получили 3,4 тысячи квартир. Это земля, высвобождаемая из нужд Министерства обороны через открытые торги, конкурсы, позволяет нам приобретать дополнительный источник формирования жилья, прежде всего постоянного жилья, для Министерства обороны, и 7,8 тысячи квартир, это последняя категория, это повторное заселение, это квартиры, которые освободились в связи с переездом военнослужащего, получения им служебного жилья, постоянного жилья, это мы тоже учитываем. Это ситуация на этот год.

В 2006 году мы ожидаем получить 33,6 тысячи квартир, уже больше. 10,5 тысячи квартир – по собственному плану Министерства обороны, 8,5 тысячи квартир – в рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», 6,2 тысячи квартир – по инвестиционным проектам, рост почти в два раза, это использование этого нового ресурса, и 8,4 тысячи квартир – за счет использования фонда высвобождаемого жилья. При этом в 2005 году, как мы и договорились, мы переходим на новую систему обеспечения жильем молодых военнослужащих, офицеров, которые заключили контракт с 1 января 2005 года (так называемая накопительная ипотечная система). По этой системе в 2005 году в эту систему вошли 22,6 тысячи военнослужащих. Прежде всего это выпускники всех военных вузов этого года, которые заключили контракт и начали служить, 1200 офицеров, которые были призваны нами на службу в качестве офицеров на два года, они тоже попадают в эту систему, и 3,6 тысячи прапорщиков и контрактников, которые уже прошли первый контракт в три года и заключили новый контракт. По закону такие контрактники уже попадают в накопительную ипотечную систему.

Я вот недавно был в Екатеринбурге и с такими контрактниками уже встречался, они это теперь знают. Вы справедливо указывали, что плохо мы объясняем военнослужащим саму суть накопительной ипотечной системы, но вот сейчас уже появились даже контрактники, которые знают, что они имеют право на вступление в эту систему.

До конца года – 27 декабря, если быть точным, – мы проводим конкурс, он уже назначен, на определение управляющих компаний и спецдепозитариев. До конца года каждый военнослужащий, вступивший в эту систему, получит уведомление о том, что он в нее вступил, и у него на счете находится такая сумма, которая на этот год нам определена, – 1 миллиард рублей уже на эту систему. А в январе 2006 года средства все эти бюджетные будут переведены управляющим компаниям для инвестирования этих средств. Это то, что касается ипотечно-накопительной системы.

Теперь по служебному жилью. В 2005 году из всех источников мы получили 18,9 тысячи служебных квартир, и общий фонд Министерства обороны по служебному жилью впервые перешагнул отметку в 200 тысяч квартир. У нас на сегодняшний день 201500 служебных квартир.

В.ПУТИН: А нужно сколько?

С.ИВАНОВ: Нужно всего на полную численность офицеров и прапорщиков Министерства обороны 480 тысяч служебных квартир.

Я не буду говорить об источниках, они тоже разные и, собственно, переходят под все категории, о которых я говорил по постоянному жилью, но на сегодняшний день нам удалось полностью обеспечить служебный фонд для 42-й дивизии в Чеченской Республике, для 503-го полка в Ингушетии, для одной из бригад спецназа Главного разведывательного управления на Северном Кавказе, в трех гарнизонах Дальневосточного военного округа и в трех гарнизонах Северного флота на Кольском полуострове. Там уже стопроцентно – вот в этих отдаленных и сложных для службы местах – создан полный фонд служебного жилья.

На будущий год по служебному жилью мы запланировали получение 23 тысяч квартир, что позволит нам иметь их в количестве 225 тысяч. Я назвал численность общую – 480 тысяч \квартир под всех офицеров и прапорщиков. Но здесь должен оговориться: начиная с 2007–2008 года у нас уже молодые офицеры начнут получать или покупать, если правильно сказать, покупать квартиры по накопительно-ипотечной системе. В этом случае, если они будут иметь квартиру и служить в этом же городе, служебное жилье им практически уже не понадобится.

Г.ГРЕФ: Он может арендовать в другом месте.

С.ИВАНОВ: Но, по нашим подсчетам, Владимир Владимирович, общий фонд через несколько лет – нужный Министерству обороны по служебному жилью – примерно 420 тысяч квартир за счет вот этого.

Но самая острая проблема у нас с обеспечением постоянным жильем военнослужащих, которые заключили контракт до 1 января 98-го года и которым в соответствии с законодательством мы должны предоставить квартиру в натуральном виде. Это норма закона. И таких военнослужащих, как я уже сказал, у нас 80,6 тысячи человек. При этом мы проанализировали состояние этой проблемы и пришли к следующему выводу. Из 80 тысяч, которых я назвал, 43,7 тысячи нуждаются в жилье, – те, кто служит в 13 крупных административных центрах Российской Федерации, то есть в крупных городах. То есть больше половины, 54 процента семей военнослужащих в 13 крупных городах. Сертификаты у них при нынешней системе недостаточно эффективны, поскольку стоимость сертификата за квадратный метр меньше, чем реальная стоимость жилья в этом регионе.

В.ПУТИН (обращаясь к В.Яковлеву): В этом году, Владимир Анатольевич, заложено 11 тысяч за квадратный метр с небольшим?

В.ЯКОВЛЕВ: В этом году стоимость квадратного метра 11600 рублей при средней цене на сегодняшний день 19 тысяч рублей. При этом, не случайно Сергей Борисович сказал, мы разбирались, 99 процентов идет реализация по государственным жилищным сертификатам, за исключением вот этих 13 субъектов, или 13 областных городов, будем так говорить, в том числе по пяти – это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Калининград. Мы сделали подсчеты, посмотрели, во что это обходится, получается примерно таким образом: 33,1 тысячи человек по этим пяти проблемным территориям.

С.ИВАНОВ: Самым проблемным, я бы их так назвал.

В.ЯКОВЛЕВ: Из них 17 тысяч делится таким образом: 9 тысяч человек – это уволенные уже и числящиеся пока за армией и срок увольнения которых – 6-й и 7-й годы, и 8 тысяч – это военнослужащие, которые отслужили более 20 лет и продолжают сейчас служить. И при этом складывается такая ситуация: по сертификатам, поскольку это дело добровольное, по Москве, Московской области всего лишь согласились приобрести 5 процентов.

В.ПУТИН: Ну правильно: если свыше 30 тысяч стоит один метр, а мы даем 11 тысяч!

Пожалуйста, продолжайте.

С.ИВАНОВ: Владимир Владимирович, мы вместе с Минрегионразвития провели этот анализ, и самая острая проблема сейчас стоит по этим 17 тысячам семей военнослужащих, которые либо планируются к увольнению в 2006–2007 годах, либо еще служат, и мы в них заинтересованы. У них стаж выслуги уже свыше 20 лет, но они имеют все права на квартиры. И вот в эти пяти самых проблемных, острых регионах, где сертификаты практически не работают, сумма денежных средств, необходимая для того, чтобы вот эту самую острую проблему решить, составляет 15 миллиардов рублей в 2006 году и столько же – 15 миллиардов рублей – в 2007 году. Если мы изыщем дополнительные источники финансирования и, соответственно, решение этой проблемы, то мы обеспечим 17 тысяч семей вот в этих пяти самых трудных регионах жильем и, конечно, резко снизим уровень социальной напряженности или нерешения этой проблемы при нынешних темпах ее финансирования.

Вот такой анализ.

В.ПУТИН: Владимир Анатольевич, Вы подтверждаете это?

В.ЯКОВЛЕВ: На первое число этого года таких людей будет военнослужащих 71 тысяча, и по Вашему поручению то, что было прописано, они реально попадают по программе решения до 2010 года. Но при этом по пяти этим территориям необходимо принимать решение, давать поручение нам до конца отработать.

В.ПУТИН: Из того, что я услышал, следует, что условно можно разбить военнослужащих на три категории. Это те, которые приходят служить и попадают в ипотечную систему кредитования и смогут в этой системе эффективно решать свои жилищные проблемы.

Вторая категория – это те, кто служит и нуждается в служебном жилье, и третья категория – те, кто уже получил право на приобретение жилья либо на получение от государства, те, кто заканчивает службу. По первой категории вопросов в целом нет, нужно просто ее эффективно запускать. Надеюсь, что она будет функционировать так, как это предварительно было и запланировано, и так, как Министр экономического развития полтора года назад, по-моему, уже докладывал в Министерстве обороны. И я прошу внимательно следить за тем, что там происходит, причем не только Министерство обороны, но и Министерство экономического развития, Минфин, Министерство регионального развития, которое непосредственно занимается строительным комплексом.

Вторая категория – те, кто нуждается в служебном жилье. Обращаю ваше внимание, что если такими темпами мы будем решать эту проблему, то это минимум 12–15 лет. Это сроки неприемлемые. И я прошу Председателя Правительства, экономический блок совместно с Министерством обороны, с другими ведомствами сделать предложения по поводу того, как мы можем и должны изменить ситуацию вот по этой категории военнослужащих.

И, наконец, последнее. Это сертификаты. Конечно, недопустимо, когда средняя по стране цена одного квадратного метра жилья 29 тысяч рублей, а мы в сертификат закладываем 11. Что хочешь, то и делай. Как же так? Что же мы людей за нос-то водим? Ведь на практике к чему это приводит? Приходит человек к командованию части: хочешь – бери, хочешь – не бери. Не взял – ему предлагают где-нибудь в Тмутаракани. Отказался – всё, гуляй, Вася, мы тебя вычеркиваем, мы тебе ничего не должны! Нужно это надувательство прекратить немедленно. Мы уже с некоторыми коллегами разговаривали на этот счет. Михаил Ефимович, я прошу договориться с депутатами Государственной Думы и обеспечить в следующем году дополнительное выделение средств – 15 миллиардов, которые запрашивает Министр обороны, на решение жилищного вопроса военнослужащих, с тем чтобы наполнить реальными деньгами эти сертификаты. При этом имеющиеся сейчас выделенные средства могут сбыть сконцентрированы таким образом, чтобы в первые месяцы, в первые полгода уже заработала эта система в новом режиме, с полным наполнением этими средствами. К середине года рассчитываю, что Министерство экономического развития и торговли, Минфин вместе с депутатами подработают этот вопрос и примут необходимые управленческие решения для реализации намеченных задач до конца года.

<…>

распечататьраспечатать
Вернуться на предыдущую страницу
Карта сайта