Заместителю Генерального прокурора РФ – Главному военному прокурору,

Государственному советнику юстиции I класса

Фридинскому Сергею Николаевичу

 

 

ЖАЛОБА (проект)

 

на действия военной прокуратуры РВСН при рассмотрении  обращений граждан в связи с отказом Космических  войск от выплаты компенсации 50 процентов стоимости продуктов питания, получаемых на детей, находящихся на  диспансерном учете, установленной п.6 Постановления Правительства РФ № 1122 от 1.10.1994 года.

 

Уважаемый Сергей Николаевич!

 

Ваши первые интервью в должности Главного военного прокурора вселили в нас надежду, что, наконец, будет разрешена ситуация, возникновению которой во многом способствовало самоустранение и беззубая позиция военной прокуратуры РВСН в течение последних трех лет при рассмотрении обращений граждан – военнослужащих и гражданского персонала войсковых частей космодрома Байконур по поводу активного противодействия со стороны командования  Космических войск выполнению п.6 постановления правительства РФ 1994 г. №1122 в части выплаты компенсацию 50 процентов стоимости продуктов питания, получаемых в специализированных предприятиях и учреждениях на детей, находящихся на диспансерном учете.

Порядок выплаты компенсации был определен соответствующей «Инструкцией…», подписанной в 1996 году командующим ВКС, начальником Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ, начальником Центрального продовольственного управления МО РФ. Утвердил инструкцию Заместитель министра обороны.

Этот порядок минимизировал затраты на реализацию этой меры социальной защиты при ДОБРОСОВЕСТНОМ исполнении постановления, т.к. устанавливал выплату в размере половины стоимости набора продуктов, получаемых на детей соответствующего возраста, проживающих в специализированных учреждениях (по типу компенсации стоимости продовольственного пайка у военнослужащих), исключая при этом затраты на создание и эксплуатацию магазинов и в то же время не предполагал обеспечение детей по лечебным нормам и соответствующему каждому заболеванию ассортименту. Возможно, это был первый опыт «монетизации» социальных льгот, который сейчас все больше применяется государством.

В 2002 году во исполнение постановления Правительства РФ № 1122 был издан приказ МО РФ № 315, в котором п.6 было определено выплачивать компенсацию 50 процентов стоимости продуктов питания, получаемых в специализированных предприятиях и учреждениях на детей, находящихся на диспансерном учете. Контроль за выполнением приказа возлагался на командующего Космическими войсками.

С момента издания постановления космодром трижды менял подчинение, но «Инструкция о порядке выплаты…», утвержденная старшим начальником, не обжаловалась ни в  служебном, ни в судебном порядке, в том числе и командованием Космических войск, в чье подчинение космодром перешел с 1 июня 2001 года.

Все это время командование космодрома вело необходимый учет и ежемесячно испрашивало средства на выплаты компенсации. Космическим войскам нужно было просто планировать эти расходы  по соответствующей статье, что, к сожалению не делалось, т.к. кто-то из военных чиновников по-своему трактовал порядок выплаты и просто игнорировал «Инструкцию…», не обжалуя ее установленным порядком. Отказ мотивировался отсутствием магазинов, в которых получатели компенсации должны были приобретать продукты. При этом каких-либо реальных действий по созданию таких магазинов командование КВ не предпринимало и затрат на их создание так же не планировало, хотя вся ответственность по их созданию (если предположить, что они должны создаваться) так же ложилась на Космические войска.

Выплаты все же производились, но происходило это в конце года, а не ежемесячно, как того требовала инструкция, по всей видимости, из остававшихся на конец года средств.

Выплаты так же производились по решению судов, которые указывали, что бездействие командования Космических войск не может быть основанием для нарушения прав наших детей.

В военной прокуратуре РВСН из обращений граждан знали об этой ситуации, но все сводилось к поручению проверить действия командования космодрома.

Правовой оценки действий командования КВ прокуратура избегала, хотя было совершенно очевидно, что вопросы финансирования решаются не на Байконуре, а в Москве.

Последний раз выплата компенсаций в порядке, установленном «Инструкцией…» по приказу начальника космодрома была произведена за 2003 год.

В 2004 году финансирование в КВ опять не было запланировано и, по всей видимости, для того, чтобы узаконить бездействие, в Перечень актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2004 году утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 г. N 349 был включен п.10 приостанавливавший на 2004 г. выполнение  пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей" в части компенсации 50 процентов стоимости продуктов питания. О том, что эти действия были недобросовестными свидетельствует следующее – бюджет в 2004 г. был профицитным и государству, официально проводящему социально-ориентированную политику не зачем было начинать экономию именно с выплат больным детям, кроме того, в тексте п.10 «Перечня…» искажен смысл п.6 постановления №1122, т.к. он не содержит слов «для детей состоящих на диспансерном учете».

В 2005 и 2006 годах расходы так же не планировались и выплаты производились по решениям 26 ГВС и 3 ОВС, которые в конце 2005 – начале 2006 года по необъяснимым причинам вдруг изменили свою позицию и при неизменной законодательной базе и наличии вступивших в силу собственных положительных  решений стали выносить отказные решения тем же заявителям.

Все это время военная прокуратура фактически бездействовала. Даже если предположить, что Космические войска, действуя в интересах больных детей, решили изменить порядок реализации права на получение компенсации, то 5 лет в течение которых этот порядок «изменяется» -  слишком большой срок, чтобы  признать действия командования Космических войск добросовестными и не вмешиваться в происходящее.

Утверждение, что не реализованное с 2004 года право на получение компенсации не наносит ее потенциальным получателям ущерба не выдерживает никакой критики. В семьях, где воспитываются дети-инвалиды, как правило один взрослый член семьи не работает (или работает на низкооплачиваемой должности) т.к. необходим постоянный уход за больным ребенком. Доход семьи ограничен, и деньги, которые можно было бы сэкономить на продуктах питания, в случае получения компенсации, можно было использовать на приобретение лекарств или проведение лечения больного ребенка. Ежегодно семья ребенка-инвалида могла экономить около 15 тысяч рублей, но бездействие командования Космических войск лишило их этой возможности.

В мае 2006 г.  граждане – члены общественной организации «Общество родителей детей-инвалидов г. Байконур» обратились с коллективным письмом к Президенту Российской Федерации, т.к. исчерпали имевшиеся у них возможности по защите прав своих больных детей.

В коллективном «Обращении…» Президента Российской Федерации просили принять решение в пределах предоставленных ему полномочий:

 

1. В соответствии с ч.3 ст.115 Конституции Российской Федерации отменить и признать не действующим с момента издания  п.10 «Перечня актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2004 году», утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 года № 349.

2. Дать поручение Правительству РФ принять меры по погашению образовавшейся задолженности по выплате данной компенсации и в дальнейшем производить планирование и своевременное выделение денежных средств на эти цели. 

3. Дать поручение Генеральной прокуратуре РФ о проверке исполнения должностными лицами  пункта 6 постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 года № 1122 в части выплаты компенсации.

 

На обращение был получен ответ за исх.№П26-12-1161142 от 9.06.2006 г. о том, что оно направлено на рассмотрение в Главную военную прокуратуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Позже, за исх. №9/4-1835/06 от 30.06.2006 г. было получено сообщение из Главной военной прокуратуры о том, что обращение направлено в военную прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения.

Не смотря на то, что в «Обращении…» в явном виде указывалось, что у заявителей нет претензий к командованию космодрома Байконур, что права детей нарушаются командованием КВ путем отказа от установленного ч.2 «Инструкции о порядке выплаты…»  и исполнявшегося до 2004 г. порядка выплаты компенсации, из военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения за исх.№427/3-3062 от 27.06.2006 г.  получено сообщение о том, что обращение  направлено в военную прокуратуру г. Байконур с поручением уведомить заявителей о результатах проведенной ею проверки.

В итоге, «Обращение…», оказалось в структурном подразделении, не обладающем полномочиями по проверке действий командования Космических войск.

Тем самым, по нашему мнению, нарушен п.4.4. «Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах военной прокуратуры», запрещающий «направление заявлений, жалоб, запросов (обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение».

Об отношении к «Обращению…» свидетельствует следующий факт: для удобства работы текст   «Обращения…» и пояснительные документы (более 60 листов) были сброшюрованы в пластиковую папку с файлами, но кто-то посчитал такое удобство излишним, изъял все листы из папки и сложил их в целлофановый пакет.

Таким образом не только обращения отдельных граждан, но и коллективные обращения фактически игнорируются.

В связи с изложенным выше просим:

1.  Истребовать из военной прокуратуры г. Байконур материалы по коллективному  «Обращению граждан – членов общественной организации «Общество родителей детей-инвалидов г. Байконур» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину в связи с отказом Космическими  войсками от выплаты компенсации 50 процентов стоимости продуктов питания, получаемых на детей, находящихся на  диспансерном учете, установленной п.6 Постановления Правительства РФ № 1122 от 1.10.1994 года.» и поручить их рассмотрение структурному подразделению, обладающему полномочиями по проверке деятельности командования Космических войск.

2. При проведении проверки дать правовую оценку действий командования Космических войск по исполнению п.6 постановления Правительства РФ №1122 1994 г. и п.6 приказа МО РФ №315 2002 г.  в части выплаты компенсации 50 процентов стоимости продуктов питания, получаемых в специализированных предприятиях и учреждениях на детей, находящихся на диспансерном учете за каждый год начиная с 1.06.2001 г. по настоящее время, в том числе на наличие признаков состава преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ (халатность).

3. При проведении проверки обратить внимание на то, что «Инструкция о порядке выплаты…», от исполнения которой сейчас отказывается командование КВ, подписывалась компетентными лицами МО и ВКС и исполнялась  (в том числе и командованием КВ)  до 2004 г.

4. В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", п.4.11 «Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах военной прокуратуры» при проведении проверки получить объяснения от должностных лиц, подписавших «Инструкцию о порядке выплаты…» в 1996 г.

5. При проведении проверки по «Обращению…» не применять п.4.17 «Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах военной прокуратуры», т.к. в данный момент судом вынесены  и вступили в силу взаимоисключающие решения, что нарушает принцип единства судебной практики, подрывает авторитет судебной власти и требует особого разбирательства и оценки со стороны органов судебного сообщества.

6. Приобщить к материалам «Обращения…» копию этой жалобы .

 

Мы надеемся, что недавние кадровые изменения в органах прокуратуры, проведенные Президентом Российской Федерации, сыграют положительную роль при рассмотрении нашей жалобы.

 

 

На главную страницу